+7 965 4195555  Личный кабинет

закрыть

Главная / История успеха / Борис Краснов

Борис Краснов

Настоящее имя — Борис Аркадьевич Ройтер

(род. в 1961 г.)

Дизайнер, театральный художник, постановщик, сценограф, президент и художественный руководитель фирмы «Краснов дизайн». Главный художник Государственного Кремлевского Дворца. Член Союза театральных деятелей России, Международного союза деятелей эстрады, Ассоциации театральных художников. Автор циклов лекций «Менеджмент в шоу-бизнесе».

Борис Краснов — не просто имя. Это настоящий бренд. Это источник самых удивительных замыслов, идей, концепций. Биография Бориса Краснова — это история творческих открытий. За время своей трудовой деятельности, начиная с 1985 г. и по сегодняшний день, он успешно осуществил более 1500 проектов, в том числе ряд совершенно уникальных.

Среди творческих работ мастера — телевизионные программы, престижные конкурсы, фестивали, презентации, торжественные церемонии. На его счету оформление спектаклей ведущих театров России и стран бывшего Советского Союза. Борис Краснов приобрел уникальный опыт оформления уличных праздников и массовых мероприятий.

В отношении этого разностороннего художника и бизнесмена самым справедливым утверждением является известная формулировка: «человек, сделавший себя сам». В сорок с небольшим он уже заслуженно знаменит, его имидж как ведущего постановщика в современном отечественном шоу-бизнесе не вызывает сомнения. Имя дизайнера Краснова хорошо известно не только в России, но и в Греции, США, Израиле, Германии...

Борис Краснов родился 22 января 1961 г. в Киеве. Отец, Ройтер Аркадий Александрович, был известным в столице Украины строителем. Мать, Ната Борисовна, являлась членом Союза художников, работала главным художником-модельером на трикотажной фабрике «Киянка».

В десятилетнем возрасте Боря попал под машину и чудом вернулся с того света, отделавшись сотрясением мозга и потерей селезенки. Из-за травмы долгое время был прикован к постели — так он первый раз взял в руки карандаш и увлекся графикой.

До 5-го класса мальчик занимался в студии лепки и рисования в Киевском Дворце пионеров, а затем окончил Республиканскую художественную среднюю школу им. Т. Г. Шевченко.

Сегодня Краснов любит вспоминать свой первый гонорар, полученный «за границей» на каникулах: «В 1977 г. я сидел в Таллинне, в гостинице «Виру», ждал маму и от нечего делать рисовал лицо какого-то финна. Подошли его друзья, увидели набросок, он им страшно понравился. Тогда я его подписал и отдал им. Уходя, они сунули мне в карман доллар. Я перепугался: сейчас, думаю, КГБ меня будет хватать, вязать...» Недавно ему предложили миллион долларов — при условии, что он будет работать только на одну фирму, игнорируя другие заказы. Краснов отказался не раздумывая.

В 1979 г. Борис поступил на театрально-декорационное отделение факультета живописи Киевского государственного художественного института. Учился у знаменитого советского театрального художника Даниила Лидера. Трудовую и творческую деятельность он начал в 1985 г. в Киевском Государственном Академическом русском драматическом театре имени Леси Украинки, в котором исполнял обязанности главного художника и художника по костюмам. Надо отметить, что отец Бориса относился к занятиям сына крайне скептически, считая изобразительное искусство не мужским делом, а мама, профессиональный художник, наоборот, всегда верила в его успех.

Первые удачные театральные постановки Бориса, позволили ему завоевать признание родителей в качестве вполне состоявшегося человека, а работа по оформлению спектакля «Так победим» М. Шатрова в Запорожском театре юного зрителя была удостоена Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко.

В 1987 г. с переездом в Москву начался новый и, пожалуй, главный этап в жизни Бориса Краснова. В столицу Советского Союза он приехал по направлению Министерства культуры Украины на двухгодичную стажировку. Здесь Борис работал художником-стажером Московского театра имени Ленинского комсомола и одновременно учился на факультете художников драматических театров и ТЮЗов Всесоюзного института повышения квалификации работников культуры Министерства культуры СССР. Когда время стажировки подошло к концу и нужно было собираться домой, Борис вспомнил свой разговор с Сергеем Параджановым. Великий кинорежиссер, сидевший в свое время в советских лагерях, как-то обронил: «На зоне про таких, как ты, сказали бы: «Он еще пончиками какает». Уезжай из дома, пропадешь». Борис сначала растерялся, а потом подумал: что ж, старик, пожалуй, прав.

И он решил остаться в столице. Два года Краснов работал главным художником Московского театрально-концертного объединения «Ленком» под руководством Александра Абдулова, с которым подружился во время совместной работы в театре.

В 1992 г. Борис создал свою фирму «Краснов дизайн», став ее президентом и художественным руководителем. Его жизнь стала похожей на бег с препятствиями, а творчество приобрело невиданный размах. По Москве еще недавно ходила шутка, что все памятники здесь делает Церетели, а все шоу ставит Краснов.

Дни этого модного дизайнера расписаны по минутам, независимо от того, будни это или выходные. Он может приехать домой за полночь, а рано утром быть уже в полной боевой готовности. Далеко не всем удается поддерживать такой ритм — уметь управлять большим коллективом людей, четко выполнять график работы, держать в голове сразу несколько абсолютно разных проектов и оставаться при этом художником-творцом. А на счету у Краснова оформление спектаклей ведущих театров России, Азербайджана, Белоруссии: Азербайджанский государственный русский драматический театр им. Саме-да Вургуна, Горьковский Академический театр драмы им. М. Горького, Киевский государственный Академический украинский драматический театр им. И. Франко, Белорусский Академический театр им. Я. Купалы, Московский театр-кабаре «Летучая мышь», Московский муниципальный театр «Новая опера», Московский Академический театр сатиры, МХАТ им. Чехова, Государственный Академический театр «Московская оперетта», Государственный Академический театр им. Евг. Вахтангова и многие другие.

Удивительная работоспособность Бориса Краснова иллюстрируется, например, тем, что свои постановки он осуществлял по всей стране — около 80 спектаклей в Челябинске, Нижнем Новгороде, Москве, Екатеринбурге, многих других городах России. Работал в США, Португалии, Франции, Греции...

Сегодняшний успех Борис приписывает своему образованию и настойчивости в достижении цели: «Педагоги хорошие были, практика правильная, в Москву постоянно ездил. Мотивация должна быть!» А то, что у других упорных и талантливых не все гладко получается, дизайнер объясняет просто: «Значит, учились плохо. А мне еще повезло на окружение и на время, когда все начиналось. Я пережил дремучий украинский консерватизм, борьбу с тамошней советской властью, маразматической вдвойне. В Москве у КГБ была другая тактика — давали художникам выставляться, чтобы взять самых прогрессивных на карандаш. Меня не трогали, я из другого мультфильма человек».

Среди партнеров фирмы «Краснов дизайн» — звезды российской эстрады различной величины. Он был автором декораций сольных концертов А. Пугачевой, Ф. Киркорова, Саманты Фокс, Т. Гвердцители, Ж. Агузаровой и группы «Браво», группы «Лесоповал», кабаре-дуэта «Академия», Л. Лещенко, А. Апиной, И. Шведовой и И. Дема-рина, А. Малинина, Л. Вайкуле, В. Сюткина, В. Леонтьева, В. Меладзе, А. Свиридовой, И. Понаровской, Л. Долиной, И. Аллегровой, А. Цой, М. Шуфутинского, А. Розенбаума.

Краснов оформлял вечера и концерты, посвященные Чарли Чаплину, Аркадию Райкину, М. Плисецкой, Л. Зыкиной, И. Крутому; торжества по случаю 50-летия Победы, 300-летия Российского флота; серию концертов, посвященных 25-летию концертного зала «Россия», ежегодные концерты «День милиции» и десятки других мероприятий. В феврале 1998 г. в ГЦКЗ «Россия» прошли творческие вечера и бенефис самого Бориса Краснова.

О секретах своего мастерства дизайнер говорит: «Что такое стиль? Пропорции сцены и экрана телевизора одинаковы — два к трем. В театральной работе важно искусство компиляции, создания композиции из остатков материальной культуры человечества. Приемы и способы этой композиции я и называю стилем, подачей собственного лица». У него нет излюбленных приемов: «Смета определяет идеи. А диктует их образ. На концерте Танича мне хватило повесить диск в виде циркулярной пилы — уже образ. В Доме кино на вечере памяти Райкина — отвернуть уголок второго занавеса, показав атласный треугольник, добавить луч света и старый, со шнуром, микрофон — все, будто сейчас он сам выйдет на сцену».

Среди творческих работ Краснова — телевизионные программы, престижные конкурсы, фестивали, презентации, торжественные церемонии и т. д. Среди них конкурс «Мисс фото-89», Международный конкурс красоты «Миссис Америка — Миссис СССР», фестиваль «Юрма-ла-92», конкурс профессиональных моделей «Элит Мо-дел Лук-93», телеконкурс «Утренняя звезда», телешоу «Песня года», Московский международный кинофестиваль, международный фестиваль театров-студий, фестиваль русской музыки в «Марки-Клаб», Международный фестиваль «Славянский базар», все торжественные церемонии вручения ежегодных призов Российской телевизионной Академии «ТЭФИ», оформление студий для телепередач, презентаций газет и фирм и десятки других проектов.

Помимо этого, Краснов работает в области дизайна интерьеров, промышленного проектирования, дизайна выставочных экспозиций и костюмов. Среди его клиентов рестораны «Метрополь», «Амбассадор», «Меценат», «Под роялем», «Лебединое озеро», «Ямайка», торговые центры и магазины «Столыпин», «007», «Коти», «Милан», «Линдт», «Пума», «Ml», бутик «Джанни Версаче», клубы «Арлекино», «Джамайка», «Золотое яблоко», «Петровская ассамблея», «Монолит», центр развлечений «Мадам Софи», пресс-клуб издательского дома «Московские новости», фирмы «Пежо», «Мерседес Бенц», «Довгань», «Рот Фронт», «Майский чай» и многие другие.

Он оформлял стенды на различных международных выставках, в том числе стенд «Русская музыка» на «Нью Мьюзик Семинар» в Нью-Йорке, стенды фирм «Алла», / «Союзтеатр» в Канне, выставочный павильон фирмы «У-Кей-Эс» в Лондоне, в Гамбурге постоянно действует экспозиция зарубежного представительства фирмы «Довгань».

Борис успешно работает в области концертного и театрального костюма. На протяжении ряда лет сотрудничает с фирмой «Вали-Мода», оформляя ее презентации в Москве, Париже, Лос-Анджелесе и Иерусалиме.

Борис Краснов сочетает в себе сразу три ипостаси — художника, сценографа и постановщика. При этом главным в работе остается незыблемое кредо — «делать хорошо». Отсюда и индивидуальный творческий подход к каждому человеку или проекту.

Он приобрел уникальный опыт оформления уличных праздников и массовых мероприятий, среди которых наиболее интересны: презентация Герба города Москвы, «Праздник Святой Пасхи на Тверской», «Рождество на Тверской», «День знаний» и День Москвы.

Этапной работой Краснова стало оформление Первого всемирного фестиваля-конкурса циркового искусства «Золотой медведь» на Красной площади в Москве в 1996 г. Соорудить на главной площади страны 13 цирковых манежей-павильонов высотой 12 м и шириной 25 м — идея сумасшедшая, дерзкая, трудная, но именно это и вдохновило художника. Каждый из построенных павильонов символизировал собой одну из географических точек, где зарождались основы современного цирка.

Здесь были и пирамида Хеопса, где публике показывали номера с дрессированными питонами, и греческий Парфенон, и римский Капитолий, ассоциировавшийся с гладиаторскими зрелищами. В огромном русском тереме было установлено искусственное ледовое покрытие, на котором свое мастерство показывали молодые артисты из «Цирка на льду». Восхитительная фантазия Бориса Краснова потрясла и ошеломила тогда не только публику, но и коллег-специалистов, а выстроенные цирковые павильоны уже вошли в историю современного искусства как «13 чудес света».

В следующем году, после громкого успеха в столице России, Краснов был приглашен в Афины. Здесь он получил заказ правительства Греции на оформление церемонии открытия 6-го чемпионата мира по легкой атлетике на Центральном стадионе «Коломармарос». Предложение поступило в апреле, в мае была осмотрена площадка, а уже 23 июня декорации были готовы к погрузке, причем все работы были проведены в Москве. Ради справедливости надо сказать, что идея декораций принадлежала греческому архитектору Никосу Петропулосу, а дизайнером выступил Борис Краснов.

Среди элементов оформления — две скульптуры Аполлона по 6,5 м, 21-метровая скульптура богини мира Ирины, специальные подиумы для оркестра под руководством великого греческого композитора, многократного лауреата премии «Оскар» Вангелиса и сцена для выступления всемирно известной Монтсеррат Кабалье. Главным элементом декораций стала триумфальная арка перед входом в стадион — шириной 100 м, высотой 24 м и глубиной 50 м. Верхняя ее часть была украшена барельефами, воспроизводящими метопы храма Парфенон.

Внутри арки, облицованной пластиковой плиткой «под мрамор», были вмонтированы пульты управления лазерными световыми установками — целый компьютерный центр, лифт до уровня восьмого этажа, винтовая лестница, кондиционеры и т. д. За ходом церемонии следила телевизионная аудитория примерно в 2 миллиарда человек, а трансляция осуществлялась более чем 160 телекомпаниями мира. Декорации простояли до 7 сентября, даты, когда Международный олимпийский комитет вынес свое решение о месте проведения Олимпиады-2004, а Триумфальная арка Краснова стала в эти дни не меньшей достопримечательностью Афин, чем знаменитый Акрополь.

В мае 1996 г. в Нью-Йорке прошли концерты звезд русского балета и Майи Плисецкой. Они стали теми событиями, которые запоминаются создателям, участникам и зрителям на всю жизнь. Борису Краснову выпала высокая честь быть художником-оформителем гала-представления великой русской балерины. Сценография, воспроизводящая зал Большого театра, объясняет название концерта — «Прямо из Большого». Когда под торжественные звуки полонеза из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» над сценой нью-йоркского Сити-Центра взвился занавес и зрители увидели колоннаду Большого театра, и квадригу, и фонари, и сияющую огнями люстру, у многих буквально навернулись слезы на глаза. Это настроение не покидало зрителей до ослепительного финала, когда перед потрясенной публикой предстали сверкающие золотом ложи главного театра России.

Семь раз в течение спектакля менялись декорации. На этом ностальгическом фоне и проходил парад-алле исполнителей балетных номеров. Заключала парад вместе со всеми его участниками Майя Плисецкая в своем царственном платье от Кардена. Это событие стало своеобразным мировым рекордом среди зрелищ с участием российских актеров как на территории России, так и за ее пределами.

«Краснов дизайн» ныне — ведущая сценографическая фирма России. Одним из новых направлений ее деятельности является комплексная организация культурно-развлекательных программ. Сама идея мероприятия, сценарий, дизайн и печать билетов, оформление рекламной компании, режиссура, составление культурной программы, приглашение популярных артистов, оформление сцены и зала — все это входит в «амплуа» студии. Кроме того, для работы над мероприятием Краснов привлекает профессионалов в области фитодизайна, фото- и видеосъемок, оформления столов и выездной кухни. Студия предлагает также услуги видных модельеров, мастеров по художественному освещению, специалистов в области звукорежиссуры.

Осенью 2002 г. в Московском Дворце молодежи состоялась премьера бродвейского мюзикла «42-я улица». «С определенного момента я стал задумываться, что наша публика по-настоящему с мюзиклами до сих пор не познакомилась, — говорил Краснов. — Все демонстрирующиеся у нас спектакли сделаны не совсем по бродвейской технологии. Либо декорации малобюджетны, либо исполнители не те, либо постановщики неопытны в таком деле. Мне пришла, скажу по-американски нескромно, гениальная идея. Декорации нужно делать здесь, а труппу, включая постановщиков, музыкантов, техников, менеджеров, привозить оттуда».

Полтора года художник вел переговоры с владельцами мюзикла и с теми, кто мог помочь перенести его в российскую столицу, и достиг положительного результата.

Когда его спросили, реально ли было взять кредит под такой мюзикл, Краснов ответил: «Реально. Конечно, бизнес-план очень важен, социологические исследования и прочее, но обращают внимание на то, кто просит деньги. У меня нет заводов-пароходов, но бренд «Краснов дизайн» чего-то стоит». — «Неужели больше, чем 11-миллионный бюджет "42-й улицы"?» — «А то! Мы еще сотню мюзиклов поставим силами нашего бренда! Американцы-правовла-дельцы не сразу поверили мне, и артистов пришлось уговаривать, фильмы о Москве показывать, чтобы не боялись. Но пока никто не разочаровался».

За последние 10 лет Борис Краснов собрал немыслимую для шоу-бизнеса коллекцию титулов, званий и наград. Он лауреат Государственной премии Украины имени Т.Г. Шевченко в области культуры; лауреат конкурса «Славянская драматургия»; обладатель Гран-при «Золотая астролябия» фестиваля телефильмов; шестикратный лауреат Национальной музыкальной премии «Овация» — в номинациях: «Лучший художник-постановщик», «Лучшее шоу на концертных площадках страны», «Лучшая сценографическая фирма года»; «Лучший художник-постановщик» за художественное оформление Первого всемирного фестиваля циркового искусства «Золотой медведь» и шоу Валерия Леонтьева; «Лучший режиссер-сценограф» за супершоу «По дороге в Голливуд»; лауреат премии «Лица года» в номинации «Дизайнер года»; лауреат Москвы в области литературы и искусства; победитель Российского конкурса «Менеджер года» (1998 г.) в номинации «Культура», а также многих других премий и наград, в том числе международных.

Борис Краснов является членом Союза театральных деятелей России, Международного союза деятелей эстрады, Ассоциации театральных художников, Высшей Академической Комиссии Национальной премии «Овация» в области зрелищ и популярной музыки. Он — автор циклов лекций «Менеджмент в шоу-бизнесе», которые читались в Российском институте современной культуры, и «Роль художника в современном телевидении», прочитанных в Академии телевидения России.

Главное хобби Бориса — работа. Свободного времени у него практически не бывает. Редкие минуты отдыха практически всегда связаны с физическими нагрузками, спортивными занятиями. Раньше он много играл в водное поло, футбол, волейбол, баскетбол, занимался спортивным бадминтоном. Два раза в неделю его и сейчас можно застать на футбольном поле — в среду и субботу Краснов играет за команду ветеранов высшей лиги.

Кроме этого, Борис увлекается собиранием белых молочников. Ему их привозят и дарят со всего света. Основное требование — молочник должен быть абсолютно белого цвета, без каких-либо вкраплений других оттенков, а его раритетность и возраст значения не имеют. В этой уникальной коллекции уже более тысячи экземпляров.

Краснов живет и работает в Москве. Он искренне не понимает, как можно жить за пределами Садового кольца: «Дом за городом — это блажь. Я не могу себе позволить тратить на дорогу два часа». Борис носится по столице на «мерседесе», который представляет собой офис на колесах: минивэн оснащен всем необходимым для работы — телефоном, телевизором, письменным столом, холодильником.

Слухи о своих бесчисленных романах знаменитый дизайнер опровергает. Его супруга Евгения, много лет проработавшая моделью у Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина, в настоящее время занимается воспитанием двоих детей — 10-летней Дарины и семилетнего Даниила.

Сегодня у Краснова есть все — заказы, деньги, слава. А цель все так же далека, как и десять лет назад. Тогда молодой бизнесмен поставил перед собой задачу стать «художником мира». Борис объяснял журналистам, что «художник мира — это человек, которому доверят ставить в Вене оперу, в Рио-де-Жанейро — уличный фестиваль, в Америке — бродвейский мюзикл, его имя должно быть занесено в международный банк данных». Фирмы «Краснов дизайн» там пока нет. «Вот почему мы не отдыхаем, не живем, не дышим, не можем расслабиться ни на минуту!»

Публике нравится, когда он говорит: «Я — дорогой художник». Дорогой, а не выдающийся или гениальный, каковыми в России себя считает, по крайней мере, каждый второй. А он — первый. Первый профессионал в российском шоу-бизнесе, пытающийся на деле своим творчеством доказать, что не бывает «осетрины второй свежести», столь милой сердцам буфетчиков, торгующих зрелищами для народа...

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить